Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 30 декабря 2020 г.
Аннотация:В 1922 г. в Париже состоялся известный «диалог двух монологов» АльбертаЭйнштейна и Анри Бергсона о природе времени. Бергсон по следам дискуссии написал книгу, где утверждал, что, провозгласив множественность времен, теория относительности на самом деле доказала единственность времени. Эйнштейн, интуитивно используя образ человека с часами, не заметил,что человек и есть носитель времени. Одна из двух сравниваемых инерциальных систем отсчета теоретически всегда неподвижна и человек из неенеустраним. «Время движущейся системы» есть фикция, служащая толькодля измерения разности скоростей двух систем. Такая математическая конструкция, говорит Бергсон, есть динамический аналог прямой перспективыв европейском искусстве. Этот геометрический прием был изобретен живо-писцами для изображения трехмерного пространства на двумерной плоскости. Перспектива стала визуальным содержанием эпохи Возрождения и при-вела к научной революции XVII в. Подлинная история научной революцииначала XX в. еще не написана. Ее скрытый смысл заключен в адекватномпонимании природы реального времени, дополняющем теорию относительности. Синтез идей Бергсона и Эйнштейна послужил В.И. Вернадскому длясоздания концепции вечности жизни.