Аннотация:Цель исследования – выявить закономерности локализации многоквартирного жилищного строительства и структурные изменения Московской агломерации (МА) под воздействием фактора транспортной доступности центра столицы от новостроек. Метод исследования – мониторинг всех проектов строительства многоквартирных домов. Транспортная доступность анализировалась с помощью сервиса Google Maps, позволяющего определить время в пути на автомобиле и на общественном транспорте от жилищных проектов центра Москвы. Важнейшим фактором, определяющим расположение новых жилищных проектов, является компромисс между транспортной связностью новостроек с московским рынком труда, который локализуется в центральных районах столицы, и стоимостью жилья. Стремление минимизировать время маятниковой миграции вызывает структурные изменения в различных зонах агломерации.На территории «старой» Москвы наиболее значимые структурные изменения, связанные с реорганизацией бывшего промышленного пояса вдоль Третьего транспортного кольца, стимулируются хорошей доступностью центра. Время в пути на автомобиле не превышает 0,5 часа для 77% жителей новостроек. В 10-км зоне за МКАД время в пути до центра на автомобиле не превышает 1 часа для 94% жителей новостроек. Сочетание приемлемой доступности центра столицы и относительно недорогой стоимости жилья порождает высокий спрос и приводит к застройке межмагистральных промежутков, формируя кольцевой урбанизированный пояс на месте бывших пригородов. По мере удаления от МКАД на расстояние 10-30 км время в пути до центра на общественном транспорте лишь для 38% жителей новостроек не превышает 1,5 часов, резко возрастая в межмагистральных промежутках. Необходимость обеспечить для покупателей жилья доступность центра Москвы приводит к смене пространственного способа освоения территории. Равномерное расползание сменяется усилением осей опорного каркаса расселения вдоль основных транспортных коридоров, где локализуются жилищные проекты. На периферии агломерации жилищные проекты концентрируются в городах. Резкий рост времени в пути до центра Москвы (более 2-х часов) приводит к ориентации жителей в основном на местные рынки труда.