Аннотация:В работе рассматриваются взаимосвязь между цифровым следом старшеклассников в социальной сети «Вконтакте» с их высокими формальными образовательными достижениями (призовые места во всероссийских олимпиадах). Для этого c помощью API «Вконтакте» выгружается цифровой след пользователей, строится классификатор, является ли школьник призёром олимпиад, и выясняется, какие группы переменных (личные характеристики, популярность и новизна постов на стене, подписки на сообщества) имеют наибольшее влияние на точность классификации. Для классификации используются пользовательские данные из социальной сети «Вконтакте» 12 588 выпускников 11 класса в 2019 и 2020 гг., и алгоритмы машинного обучения. В результате исследования выявлена взаимосвязь между уровнем образовательного потенциала, как способности учащегося побеждать в олимпиадах, и тематикой контента интересного таким учащимся. Также определено 63 сообществ «Вконтакте» наиболее значимые для классификации участников исследования. Среди сообществ, более популярных у победителей олимпиад, фигурирует тематика, имеющая отношение к науке и сдаче ЕГЭ, а также к интеллектуальным мемам. В подписках «не олимпиадников» выражено присутствие сообществ с юмором и развлекательным контентом. Это наблюдение опровергает распространенное в педагогическом сообществе мнение о негативном влиянии социальных сетей на успешность обучения школьников. Информационное пространство «Вконтакте» содержит не только развлекательный контент, но информацию поддерживающую или стимулирующую познавательный интерес и учебную мотивацию.
Правильная ссылка на статью: Кашпур В.В., Губанов А.В., Фещенко А.В., Изофатова М.С., Кобенко А.В. — Взаимосвязь образовательных достижений старшеклассников и их цифрового следа в социальной сети. // Педагогика и просвещение. – 2020. – № 4. – С. 37 - 51. DOI: 10.7256/2454-0676.2020.4.33952 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33952