Аннотация:В данной работе изучались особенности системогенеза, протекающего у животных, имевших психотравмирующий опыт, сформированный в ситуации острого стресса. Опыт переживания интенсивного острого стресса формировали у животных за 6 месяцев до обучения последовательным инструментальным пищедобывательным навыкам в том же контексте. Предполагается, что в том же контексте актуализируется опыт о стрессовом событии и, таким образом, новое поведение формируется на его основе, что соответствует поведенческим альтерациям у людей при стрессовых расстройствах, в которых отмечается «возврат» в состояние стресса под воздействием определенных триггеров. Различные структурные образования в мозге в соответствии с историей их формирования характеризуются наличием в них элементов разного филои онтогенетического «возраста». Для анализа степени их вовлечения в процессы системогенеза использовали экспрессию гена c-fos в зонах филогенетически разного «возраста»: неокортекс и ядра амигдалы. Выявлен значимый эффект стресса: животные, подвергшиеся острому интенсивному стрессовому воздействию в период до обучения, демонстрируют значительно более низкую скорость научения первому навыку и постепенное снижение этих различий к последнему...