Аннотация:При проектировании шины эксперименты можно частично заменить численным моделированием. Процесс развития моделирования шин прошел определенную историю. В настоящее время моделирование основывается на трехмерной конечно-элементной дискретизации [1-4]. Поэтому вычислительные аспекты представляют значительный интерес. Это в том числе связано с контрастными свойствами резинокордных слоев, составляющих основу пневматической шины. Тем не менее, выбор адекватных механических моделей для резинокордных слоев представляет наибольшую важность. В докладе речь идет о радиальных шинах легкового автомобиля. Представлены трехмерные модели резинокордных слоев при малых и относительно больших деформациях. Относительно малые деформации возникают в резинокордных слоях брекера и могут описываться физически линейной теорией упругости. С использованием асимптотического метода и сравнением численного решения с данными эксперимента обосновывается, что для моделирования брекера следует применять соотношениями моментной теории упругости. Речь идет о сильном деформировании шины, возникающем в нештатных ситуациях качения и при специальном тестировании шин. В соответствии с моментной моделью предложена и реализована соответствующая конечно-элементная модель. Построена модель для случая относительно больших деформаций в рамках нелинейной анизотропной упругости. Такая модель подходит для описания резинокордных слоев каркаса. Также обсуждаются методика решения контактной задачи при качении и алгоритм вычисления выделенного тепла. Обосновывается, что обобщенная модель вязкоупругости Максвелла эффективна как для описания свойств вязкоупругости, так и для численной реализации.