Аннотация:В статье рассматриваются особенности конкурентной среды нефтяного рынка. Актуальность исследования обусловлена богатым потенциалом и существенной важностью нефтяной отрасли, как в разрезе национальных экономик, так и на мировомуровне. В качестве основного инструмента исследования мирового рынка нефти выступает теория Майкла Портера о пяти конкурентных силах. Путем комплексного анализа различных аспектов, характерных для нефтяной отрасли, а также с учетом современных тенденции мировой экономики, выявляются наиболее актуальные проблемы для участников нефтяного рынка, а именно: угроза вхождения новых участников, угроза появления товаров-субститутов, интенсивность соперничества между участниками. На основании результатов, достигнутых в рамках исследования, идентифицированы основные драйверы формирования эффективной конкурентной стратегии и укрепления рыночной позиции нефтяных компаний.