Аннотация:В работе рассматривается проблема религиозных чувств в систе- ме психологии веры, разработанной немецким теологом Густавом Форбродтом. Представленный проект имел большое значение для становления психологии религии как научной дисциплины. Идеи Фор- бродта анализируются в контексте истории понятия «религиозное чувство» в немецкой философской мысли XIX века. Показано, что немецкий мыслитель в целом разделял подход, согласно которому чувство не имеет центрального значения в религиозной жизни. На его место приходят более сложные психологические состо- яния, такие как иррациональная «услада» (Genuss), выражением которой в ее связи с чувством, волей и представлениями человека, по Форбродту, являются суждения веры (ценностные суждения, Werturteile). При этом вера понимается как целостное состояние, как единство представлений, чувств и воли человека, связанных с «усладой». Последняя представляет собой психологическую основу веры и соответствующих суждений. Общее направление мыслей, как и система категорий, которые использует Форбродт, восхо- дят к трудам известного немецкого философа Рудольфа Германа Лотце. Эта линия преемственности, на наш взгляд, интересная с точки зрения истории религиоведения, заслуживает отдельного исследования. Значимой представляется идея о чувстве как форме, организующем принципе душевной жизни человека, с одной стороны, и индикаторе некоторых значимых процессов, сопровождающих изменение личности — с другой, а также выделение в области психологии веры двух групп чувств — идеальных и «эмоциональных», которое также укладывается в рамки психологических теорий того периода. Этот аспект раскрыт нами в завершение статьи.