Военно-публицистический дискурс газет в период обороны Севастополя 1941–1942 годовстатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 сентября 2021 г.
Аннотация:Статья посвящена контент-аналитическому исследованию журналистских текстов об обороне Севастополя и изучению самого дискурса войны. Актуальность исследовательской темы обусловлена малоизученностью газетного дискурса начала войны, когда советская пресса искала верный тон в разговоре с читателем, переживающим потерю близких и поражения в сражениях 1941–1942 гг. Проблема заключается в том, что местные газеты военного времени не собирались в подшивки и сохранились в единичных экземплярах. Новизна нашего исследовательского проекта обусловлена введением в научный оборот данных о характере газеты «Красный черноморец», корреспонденты которой находились в боевых порядках защитников Севастополя до последнего дня обороны. В исследовании нас интересовали характеристики особого духовного на¬строя и идеологических установок, выраженных в медиатекстах, а также механизмы мобилизации всего общества через газетные публикации и средства создания героики в описании поведения бойцов и тружеников тыла. Основным методом изучения массива данных стал контент-анализ газетных публикаций, проведенный нами по фотокопиям сохранившихся в архивах редких изданий. Задачей контент-анализа было выявление из публикуемых материалов статей, описывающих подвиг или героические поступки воинов и гражданских жителей Севастополя. Мы выявили так¬же различия в наборе выразительных средств журналистов местных редакций («Красный черноморец») и корреспондентов общенациональных СМИ («Правда», «Известия», «Красная звезда»), изучив несколько сотен текстов, опубликованных за 9 месяцев начального и самого трудного периода войны. Один из выводов нашего исследования заключается в том, что социальный институт периодической печати обладает механизмами тонкой самонастройки, которая позволяет журналистам в кризисные моменты перепрограммировать функции, производя героику и консолидацию всех общественных сил.