Аннотация:Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» вызвал целый ряд гипертекстов как в зарубежных,так и в русской литературах конца XIX – первой половины XX веков. Основной поток среди них составляютгипертексты главной сюжетной линии романа. Именно так можно квалифицировать роман А.П.Чехова«Драма на охоте» (1884-1885), роман Федора Сологуба “Тяжелые сны” (1895), роман Максима Горького«Трое» (1900), повесть Леонида Андреева «Мысль» (1902), рассказ Алексея Толстого «Голубые города»(1925), повесть Даниила Хармса “Старуха” (1939), рассказ Ивана Бунина «Петлистые уши» (1916), повестьМихаила Козакова «Мещанин Адамейко» (1927), роман Марка Алданова «Начало конца» (1936—1942),рассказ Евгения Замятина «Наводнение» (1929), роман Владимира Набокова «Отчаяние» (1934), романВладимира Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) и др.Помимо них, в русской литературе конца XIX – XXI веков имеют место своего рода свидригайловские(например, рассказ Бунина «Казимир Станиславович», 1916), свидригайловско-ставрогинские (романНабокова «Лолита», <1955>) и даже сонемармеладовские гипертексты (повести Валентина Распутина«Живи и помни», 1984 и «Дочь Ивана, мать Ивана», 2003). По степени трансформации фабульно-мотивнохарактерологического комплекса «Преступления и наказания» выявлены гипертексты первого и второгопорядка. Впрочем, гипертекстуальность большинства литературных реинтерпретаций романа Достоевскогоимеет полигенетический характер: мотивы «Преступления и наказания» контаминированы в них с мотивамидругих его произведений.