Аннотация:Современная наука - это наука развивающаяся этапами “научная
революция” - “нормальная наука” - “научная революция”. В периоды нормальной науки
правила исследований и критерии научности устанавливают парадигмы, но в случае с
техническими дисциплинами это правило не работает, так как технические парадигмы
сменяются не по тем же правилам, что научные парадигмы. Для смены технических
парадигм нужно не только принятие их экспертным сообществом - нужно также и
принятие их потребителями. В статье рассматриваются трудности определения
техники и технического знания, приводится определение технического знания
Бернхардом Ирргангом как знания об артефактах, о пользовании ими, о последствиях их
использования, на двух примерах (Лысенковщине и “Арийской физике”) осуществляется
демонстрация роли технических парадигм в ситуации идеологического контроля науки,
а также с помощью теории эпизнания Гисле Солбу (знания на общеобразовательном
уровне) предлагается способ решения проблемы целенаправленного идеологического
вмешательства в научную деятельность и идеологической корректировки научных
парадигм