Аннотация:Традиция изображать шутов как носителей скрытой мудрости и уникальных человеческих качеств имеет богатую историю изучения, однако эта проблема мало исследовалась на материале русской литературы. В статье рассматривается образ шута в повести О. М. Сомова «Гайдамак»
и его типологическая параллель с шутом из трагедии У. Шекспира «Король Лир». В ходе анализа сопоставляются образы колоритного шекспировского героя и сомовского Рябко, выявляются связанные
с ними сходные сюжеты и мотивы. Образ шута у Шекспира и Сомова отличается от традиционного
фольклорного представления в литературе: роль героя расширена и перестает обрамлять сюжет, его
действия становятся полноценной движущей силой произведения. Присутствуют также и типичные,
связанные с этим образом комические и фарсовые мотивы, однако они вынесены на второй план.
Вслед за Шекспиром Сомов видит своего героя остроумным, дерзким и искренним, делает его выразителем народного голоса. При этом Рябко наделен более самоотверженным и чувствительным
характером, он обладает абсолютно новыми чертами, чем сильно отличается от шутов в фольклоре
или в ренессансной литературе: это философствующий тип личности, чуткой и ироничной, вместе
с тем решительной и готовой к отстаиванию своих убеждений