Местоположение издательства:[Turnhout, Belgium, etc.], United States
Первая страница:417
Последняя страница:441
Аннотация:Последние двадцать лет формируется новый взгляд на икону, который существенно отличается от привычного . Можно сказать, что многовековая теория иконы получила новый импульс к развитию, а традиция русской религиозной философии рубежа веков — новое осмысление. Было сформулировано важнейшее понятие «иконичности», которое вывело икону из резервации «традиционная религиозная живопись», и убедительно показано, что категория «иконичности» может быть применена к самым разным сферам духовной культуры .Одним из результатов этих размышлений стала теория иеротопии и концепция «пространственной иконы» . Иеротопия напрямую связана с понятием иконического, которое близко иконичности, но не совпадает с ним, поскольку речь идет именно о пространственных смыслах иконного образа.
По мнению большинства, икона — это плоское условное изображение религиозного содержания, обычно на доске. Некоторые чуть более информированные люди, знают, что оно может быть и не только на доске, но, например, на стене или на ткани. В любом случае, это плоское изображение, схематичное, существенно отличающееся от реалистической живописи. Сейчас становится понятным, что это давно сложившееся стереотипное представление об иконе глубоко неверно, по крайней мере, по отношению к Византии и Древней Руси. Икона — принципиально и идеально неплоское изображение, не схема, а образ-посредник, соединяющий миры, то есть пространственное целое. В этом кардинальное отличие иконы от религиозной картины, которая иллюстрирует, наставляет, украшает, но не предполагает молитвенного созерцания и перехода в иную реальность. Это глубинное отличие иконного образа от картины до сих пор не вполне осознано большинством, для которого иконопись является лишь разновидностью религиозной живописи. Ситуацию усложняет явление поздней иконы, эстетические представления которой оказались под сильным влиянием новоевропейского искусства.