Аннотация:Предмет статьи: анализ романа Нобелевского лауреата П. Лагерквиста «Варавва» с применением научных идей М.М. Бахтина. Объект статьи: исследование особенностей хронотопа в реконструкции евангельского сюжетаромана и выявление черт карнавальной культуры в воссоздании центрального образа Вараввы. Цель проекта:показать, как идеи М.М. Бахтина помогают глубже проникнуть в суть замысла художника и выявить глубинные, символичные смыслы литературного произведения, которые даже не всегда осознаются самим писателем. Методология работы: вслед за Бахтиным используются сравнительно-исторический и структуралистский подходы,а также мифокритика, юнгианкая архетипическая модель трикстера. Результаты работы: в «библейском» романе П. Лагерквист использует «исповедальный» хронотоп, характерный для большинства его фантазий на библейские и евангельские сюжеты. Вся жизнь Вараввы, каждый эпизод его биографии соотнесен героем и авторомс событиями на Голгофе. Варавва – демонический, «темный» двойник Христа, трикстер во всех своих телесных и нравственных проявлениях. Он всю жизнь ищет Бога, но чудеса, свидетелем которых он являлся, его не убеждают. Желание обрести веру и общность с христианами приводит его в конце концов к смерти на кресте, которой он избежал в Святую пятницу. Но его устремления наносят только вред христианам, а вера так и не рождается вего душе. Область применения результатов: созданный Лагерквистом образ выпадает из исторического контекста романа. Варавва не атеист, он агностик, ищущий веру и не находящий ее. Это позиция человека ХХ в., да ещеи достаточно образованного. Лагерквист в своей мифопоэтической притче решает проблемы человека ХХ в. иищет ответы на свои собственные экзистенциальные вопросы. Говоря словами Бахтина: «последнее слово о мире не сказано. Все еще впереди». Этот диалог заинтересовал Голливуд, где была осуществлена экранизация романа под одноименным названием. Данная работа обнажает мифологические модели, выявляет философскую и этическую проблематику романа, помогает глубже осмыслить творчество крупнейшего шведского писателя П.Лагерквиста. Вывод: научная новизна заключается в изучении творчества шведского писателя П. Лагерквиста с применением бахтинских и юнгианских методик, выявление черт архетипа трикстера в его романах. Писатель часто использует эту архетипическую модель благодаря глубокому проникновению в традиции национального фольклора и литературы и, одновременно, прекрасному чувству тенденций современности, где архетип трикстера становится все более востребованным. Выводы, представленные в статье, говорят о современном прочтении автором евангельского сюжета и постановке нравственной проблемы невозможности обретения современным человеком.