Представления педагогов и обучающихся о существующих преимуществах и возможных рисках использования цифровых продуктов в образовательной среде // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 95-109. doi: 10.32744/pse.2021.5.7статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:Неотъемлемой чертой и насущной задачей современной системы образования является
использование цифровых продуктов в образовательной практике. Вынужденная реализация
массового дистанционного обучения в период 2020-21 гг. показала как преимущества, так и
недостатки цифрового обучения и задала новые горизонты оптимизации этого процесса.
В мае-июне 2021 года было проведено исследование, состоящее из двух частей: 1) онлайн-опрос
учителей системы общего образования с целью определения представлений о преимуществах и
рисках для обучающихся при использовании в образовательной практике цифровых продуктов;
2) онлайн-опрос обучающихся подросткового возраста с целью определения их представлений и
опыта использования цифровых продуктов в процессе обучения. Выборку составили 482 подростка
в возрасте от 13-15 лет; 147 учителей основного образования со стажем работы от 3 до 23 лет.
Онлайн-опросы проводились анонимно в форме анкетирования с помощью Google Forms.
Установлено, что 80% педагогов и 98% обучающихся высоко оценивают необходимость
использования цифровых продуктов в образовательной практике. Большинство педагогов
отметило преобладание преимуществ, которые предоставляют цифровые продукты в противовес
рискам, такое же представление выявлено в опросе обучающихся. Сделаны выводы о сходствах и
различиях в понимании педагогами и обучающимися целей, форм и преимуществ использования
цифровых образовательных продуктов. Так, педагоги считают, что цифровые продукты должны
использоваться для копирования учебных материалов и выполнения заданий самостоятельной
работы; не приветствуют их использование в течение урока, что наоборот является главной целью
для обучающихся. Выявленные расхождения представлений педагогов и обучающихся относительно
целей, преимуществ и рисков использования цифровых продуктов делает актуальным вопрос о
поиске путей согласования и оптимизации