Место издания:Издательство «Научный консультант», ISBN 978-5-9909261-4-1, Москва
Первая страница:25
Последняя страница:27
Аннотация:ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ АНАЛИЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИШИРОВАННЫХ ОБОРОТОВ НАУЧНОЙ РЕЧИ
1. Презентация единиц научной речи в виде тематических блоков. Единицы научной речи в пространстве русского научного дискурса характеризуются большим тематическим разбросом. Тем не менее разбиение научного дискурса в научно-дидактических целях в зависимости от тематики научной коммуникации может представлять собой ряд тематических блоков. В докладе речь идет о таких тематических блоках, которые служат презентации определенного научного содержания в конкретных социокультурных и лингвокогнитивных ракурсах.
2. Целесообразность изучения единиц научной речи по тематическим блокам обосновывается тем фактом, что умение излагать научную проблему в ее базовой аспектации необходимо студентам уже с момента написания первой курсовой работы, причем уже на этом этапе материал должен быть специфицирован в зависимости от жанровых особенностей научных текстов. В то же время еще ранее предварительная подготовка к восприятию языка науки требуется для понимания лекций, семинарских и практических занятий в вузе. Изучение научной речи в тематическом распределении исключительно важно для будущих научных работников и преподавателей высшей школы, подготовку которых ставит во главу угла Московский государственный университет.
3. Социолингвистическая стратификация и когнитивная классификация научного дискурса в научном пространстве русского языка. В научном дискурсе выделяются языковые единицы, общие для всего научного пространства русского языка: прежде всего общенаучная лексика, характеризующаяся чрезвычайно высоким уровнем абстрактности, межотраслевая лексика, характерная для целого ряда дисциплин (например, общегуманитарного профиля), отраслевая терминология (для филологов, соответственно, лингвистическая). Кроме того, немалый пласт научного дискурса составляет эрудитивная лексика как часть мирового фонда общекультурных знаний.
4. Наполнение основных тематических блоков, служащих презентации научного содержания, осуществляется в пределах таких тематических групп, которые состоят из лексических и коммуникативных единиц, репрезентативных для научного дискурса: отдельных лексем с научным содержанием, клишированных оборотов научной речи, синтаксических фразеологизмов, служащих презентации научных ценностей. Тематическое разнообразие в научно-дидактических целях может быть представлено в виде следующих основных тематических блоков: 1. Постановка научной проблемы. 2. Описание объекта исследования. 3. Изложение научных взглядов. 4. Экземплификация. 5. Привлечение внимания к проблеме. 6. Выражение оценки, мнения, эмоционального и критического отношения. 7. Участие в дискуссии. 8. Выводы. 9. Ссылки на другие труды, высказывания, традиции, события, явления. 10. Средства формирования дискурса и скрепления текста.
В блоке «Постановка проблемы» представлена следующая лексика: анализ, вопрос, гипотеза, изменение, исследование, концепция, критерии, объект, предмет исследования, проблема, теория, фактор. В этом разделе во множестве представлены также конструкции типа Дело в том, что..; Речь идет о том, что…; Вопрос касается... и др. под.
В блоке «Выражение оценки, мнения, эмоционального и критического отношения» релевантен оценочный пласт лексики, позволяющий выразить отношение к содержанию научной работы или ее формальным показателям, сформировать критерии оценки.
Для блока «Участие в дискуссии» важны вежливые способы обращения к собеседнику, типовая постановка вопросов к участнику / участникам дискуссии, типы ответов, согласие / несогласие, поддержка высказанных доводов / их отрицание.
В блоке «Экземплификация» представлены разные способы включения в текст примеров с помощью целого ряда лексических средств и грамматических конструкций: Я хочу показать проблему на фоне; Предположим, например; Примеры показывают, что.
В блоке «Ссылки на другие высказывания, традиции, события, явления» стоит обратить внимание на введение соответствующего типа информации посредством конструкций: На эту проблему обратил внимание; Автор пишет следующее; Как принято считать; Согласно этому автору; В подходе этого автора и др. под.
Блок «Выводы» базируется на следующих семантических типах общенаучной лексики – именной и глагольной: результат, заключение, выводы, закономерность, анализ, достижение, итог; подытоживать, суммировать, сопоставлять, сравнивать, вытекать; делать вывод, стать причиной, приводить к чему-л. и т.п.
Предполагается, что презентация материала тематических блоков и формирование базовых умений осуществляется на основе богатой подборки как минимальных контекстов, так и полновесных текстов статей с интересной для студентов и актуальной научной (возможно также научно-популярной) тематикой.