ПОЛИТИКА ВЕНЕСУЭЛЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ: ВТС, НЕФТЯНОЙ ФАКТОР И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИВИДЕНДЫАлексеева Т.А., Гореславский С.С.Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 3. С. 497-516статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:В статье анализируется история военно-технического сотрудничества (ВТС) Венесуэлы с иностранными государствами в период с 1950-х гг. по настоящее время. Выделяются три этапа ВТС Венесуэлы - в период до прихода к власти Уго Чавеса, период пребывания у власти Уго Чавеса, с которым совпал период роста стоимости нефти и время интенсивных закупок вооружений за рубежом, и этап после смерти Уго Чавеса в период правления Николаса Мадуро. Для каждого из этих этапов рассматриваются характер и направленность ВТС, а также структура поставщиков вооружения и военной техники, описываются факторы, способствовавшие такой направленности. Делается вывод о зависимости ВТС Венесуэлы от двух ключевых факторов - политических установок действующего руководства и конъюнктуры цен на ключевой экспортный товар Венесуэлы - нефть. C учетом поразившего Венесуэлу после 2014 г. тяжелого экономического, социального и финансового кризиса единственным экспортером, продолжающим крупные поставки продукции военного назначения (ПВН) в Венесуэлу, остался Китай. В то же время некоторое восстановление цен на нефть дает определенные основания рассчитывать на возвращение Венесуэлы на мировой рынок вооружений в среднесрочной перспективе. Однако конкуренция с КНР потребует от других экспортеров ПВН предоставления Венесуэле масштабных льготных кредитов. При этом венесуэльский долговой рынок будет отличаться высоким страновым риском из-за политической нестабильности в стране, внешнеполитического давления и волатильности цен на углеводороды. В случае сворачивания боливарианского революционного проекта высока вероятность внешнеполитической и военнотехнической переориентации Каракаса на США и другие западные страны. В то же время набранная инерция российско-венесуэльского ВТС является солидным фундаментом для его продолжения после стабилизации экономического положения в стране независимо от внешнеполитической ориентации будущих правительств Венесуэлы. В любом случае российскому политическому руководству и руководству спецэкспортера в сотрудничестве с экспертным сообществом и академической наукой необходимо постоянно тщательно взвешивать экономические и политические риски продолжения российско-венесуэльского ВТС, с одной стороны, и его очевидные потенциальные коммерческие и геополитические дивиденды, с другой стороны.