Взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия и жизнестойкости курсантовстатья
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:Введение. Актуальность исследования обусловлена все возрастающей необходимостью проявления личным составом силового ведомства жизнестойкости и сохранения состояния внутреннего благополучия для успешного решения профессиональных задач. Для этого необходима ранняя диагностика выраженности не только противопоказаний к профессии, но и ресурсных, позитивных индивидуальных особенностей. Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи жизнестойкости и самооценки эмоционально-личностного благополучия курсантов Уральского Института государственной противопожарной службы МЧС России. Материалы и методы. Обследованы 169 курсантов института, зачисленных на 1 курс обучения, в возрасте 17-18 лет. Использованы психодиагностические методики «Самооценка эмоционально-личностного благополучия» (в двух вариантах: «СЭЛБ-9» на 9 пунктов и «СЭЛБ-24» на 24 пункта), Тест жизнестойкости. Методы математической статистики: дескриптивный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ, хи-квадрат Пирсона, α-Кронбаха.Результаты. При высокой самооценке большинством курсантов собственной жизнестойкости встречаются единичные случаи низких оценок данной характеристики (Мmin = 69, при М ± σ = 109,42 ± 13,90). Респонденты в целом благоприятно оценивают свое эмоционально-личностное благополучие. Однако выявлены единичные случаи проявления эмоционально-личностного неблагополучия (СЭЛБ-9 Мmin = 18, при М ± σ = 29,50 ± 4,93; СЭЛБ-24 Мmin = 55, при М ± σ = 82,25 ± 11,26). По результатам методик СЭЛБ-9 и СЭЛБ-24 возможно спрогнозировать суммарный показатель «жизнестойкость» Теста жизнестойкости (вероятность правильности прогноза 58% по показателям методики СЭЛБ-9 и 69% по показателям методики СЭЛБ-24). Жизнестойкость курсантов института ГПС МЧС России тесно связана с их эмоционально-личностным благополучием (p ≤ 0,001). Заключение. Тест жизнестойкости и методика СЭЛБ-24 могут быть включены в перечень дополнительных методик профессионального психологического отбора, а также в перечень методик углубленного психодиагностического обследования курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России с III категорией профессиональной психологической пригодности. doi: 10.32744/pse.2021.5.25