Аннотация:Изучение палеогеографического развития побережья Керченско-Таманского района за последние 3,0-4,0 тыс. лет представляет самостоятельный интерес для решения некоторых вопросов исторической географии Северного Причерноморья в античную и средневековую эпохи. Неполнота сохранившихся письменных источников, которые зачастую противоречат современным представлениям о палеотопографии района в античное время порождает неоднозначные историко-географические реконструкции ландшафтно-геоморфологического облика Таманского полуострова. Обстоятельный обзор состояния изученности некоторых вопросов, связанных с локализацией древнегреческих колоний, палеотопонимов и падеогидронимов. содержится в ряде работ последних лет (Сударев, 1999; Завойкин, 2017; Гарбузов, Завойкин, 2016; Гарбузов и др., 2017; Тохтасьев, С.Р. и др.). Среди вопросов, связанных с изучением палеотопографии территории Азиатского Боспора в античное время наибольший интерес представляет развитие дельты Кубани, с которой связаны наиболее существенных изменений в ландшафте Таманского полуострова. Реконструкции пространственно-временных черт динамики выдвижения фронта дельты, в силу сложности и трудоемкости задачи, остаются до настоящего время достаточно слабо обоснованы геохронологическим материалом. Палеогеографические исследования в дельте Кубани подтвердили предположение о существование в раннеантичное время обширного палеокубанского лимана, не только объединявшего современные Кизилташский и Ахтанизовский лиманы, но и распространявшегося вверх по долине Кубани. 1.Полученные геологические материалы позволяют локализовать положение фронтальной зоны дельты в раннеантичное время в 5-6 км восточнее современной ст. Варениковской, что расширяет границы судоходного сообщения во внутренней территории Азиатского Боспора, а также подтверждает возможность расселения греков на территории современного Анапского района посредством каботажного плавания по палео-Кизилташскому лиману. В ходе миграции вдоль побережья палеолимана греки осваивали все наиболее пригодные для устройства поселений участки вблизи устьев небольших рек, вступая в торговые отношения с местным аборигенным населением. В дальнейшем они осваивали прилегающую территорию либо образованием новых поселений, либо вселяясь и эллинизируя уже существующие. На местах, благоприятных для переправ, образовывались своего рода «пары» (или «тройки») поселений. Крайним пунктом на пути такого продвижения стала долина реки Чекон, где было образовано самое крупное поселение – Семибратнее городище. Городище, видимо, являлось конечным пунктом на пути морской торговли и перегрузки товаров на речные суда для торговли с местным аборигенным населением. Позже (в пределах второй половины V-IV в. до н.э.) греки начинают осваивать Темрюкско-Курчанскую гряду и вышележащую долину Кубани (Краснобатарейное городище). 2. Согласно приведенным реконструкциям Бугазская пересыпь существовала в виде надводного образования в период 3,5-1,5 тыс. л., охватывающий эпоху поздней бронзы – раннего средневековья. Очевидно, что в этот период путь вдоль пересыпи являлся основном способом сухопутной коммуникации между Таманским полуостровом и Анапским регионом. Скорее всего, с самого момента возникновения Анапской пересыпи этот путь активно использовался как для миграции населения, так и для торговли. Можно предполагать, что именно данным путем в доколонизационный период происходило заселение Анапского региона со стороны Таманского полуострова. В пользу такой трактовки событий говорит наличие памятников раннесабатиновского времени именно на этом пути, а также схожесть памятников этого времени именно на обеих сторонах косы. Обращает на себя внимание также схожесть технологии производства керамики именно на оконечностях этой косы и на территориях непосредственно к ней прилегающих. Вряд ли он утратил свое значение и после появления греческих поселений, хотя, возможно, акцент в его использовании сместился в сторону торговых и хозяйственных нужд. В пользу этого говорит (в частности) большое количество находок горгиппийского производства в юго-западной части Таманского полуострова. В пользу наличия здесь важной сухопутной дороги говорит и такой факт, как группировка именно на этом пути цепочек курганов, которые практически всегда на данной территории коррелируются с древними сухопутными путями, а так же наличие в этих цепочках статусных курганов (например: т.н. Благовещенского или Большого Анапского). Отметим, что курганы подобного уровня всегда сопряжены с важными стратегическими путями.В этот же период создаются условия для формирования переймы во внешней части палео-Кизилташского лимана, которая обеспечивала возможность сухопутного пересечения лимана, что могло повлиять на расположение одной из магистральных дорог, связывавших Таманский полуостров с северо-западным Предкавказьем и степным Прикубаньем. Наличие этих кос и перейм, пересекающих дельту Кубани в очередной раз подвергают сомнению наличие между анапским и таманским регионами морского пролива (т.н. «Кубанского Боспора»