Аннотация:Политические контакты Японии и трёх государств Южного Кавказа получили свое первое развитие в 90-х годах 20 века, когда Токио признал независимость Азербайджана (декабрь 1991 года), Грузии (апрель 1992 года) и Армении (декабрь 1992 года) [1, с.254]. Однако в 90-е годы политические и экономические отношения со странами Кавказского региона оставались ограниченными и не являлись приоритетными для японской внешней политики. Только к началу 2000-х Токио начал разрабатывать тактику ведения публичной дипломатии в регионе, открыл посольства и консульства в Азербайджане (2000 год), Грузии (2009 год) и несколько позднее в Армении (2015 год). В тот же период зеркально появись посольства трех государств в Токио. Следующий серьезный шаг в сторону развития внешнеполитических связей в Кавказском регионе был связан с политическим заявлением министра иностранных дел Японии Таро Асо, который 30 ноября 2006 года выступил с речью под названием "Дуга свободы и процветания". Концепция нового внешнеполитического курса подразумевала дипломатию, основанную на европейских ценностях, которые со временем и не без помощи со стороны Японии должны были прижиться во всех странах, включенных в так называемую «дугу», куда относится Кавказ и Центральная Азия. Во многом благодаря этой политике Токио обратил внимание на региональную Организацию за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, которая возникла в 1997 году и включает в себя Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию. В 2007 году на саммите в Баку заместитель министра иностранных дел Японии Митодзи Ябунака впервые встретился с представителями стран ГУАМ. По итогам встречи участники приняли решение продолжать и расширять диалог с Токио и поддержали стремление японского правительства выстраивать дипломатические отношения на основе фундаментальных ценностей[2, с.6-7]. В декабре того же года Япония выступила с политической инициативой «ГУАМ+Япония», которая стала важным стратегическим ходом для налаживания отношений с Грузией и Азербайджаном. Мероприятия, проводившиеся на протяжении нескольких лет в рамках диалога «ГУАМ-Япония», в итоге привели к формулированию полноценной программы сотрудничества. Стоит отметить, что в рамках диалога «ГУАМ+Япония» в основном проходят устные обсуждения ряда актуальных региональных проблем с участием экспертов из Японии. Конкретные финансовые вливания в определенные проекты происходят через оказание официальной помощи развитию (ОПР)[3]. В 2018 на сайте Министерства иностранных дел Японии была опубликована «Кавказская инициатива», которая определяла Кавказский регион логистическим центром коридора, проходящего через континент Евразия, и воротами, соединяющими Азию и Европу. Япония берет на себя обязательство поддерживать самостоятельное развитие Кавказского региона и повышать осведомленность о проблемах, которые могут представлять угрозу для всего региона. Также Токио готов оказывать содействие развитию человеческих ресурсов на государственном уровне и формированию инфраструктуры и привлекательной бизнес среды. Среди универсальных инициатив для Кавказского региона Япония предложила согласовать введение многократных виз для представителей бизнеса и разработала программу семинаров с участием японских экспертов в области инвестирования и налаживания диалога с инвесторами. Япония также сформулировала условия двусторонних инвестиционных договоров. Так Токио готов инвестировать в грузинский инфраструктурный проект улучшения автомагистрали Восток-Запад около 345 миллионов долларов США и предоставить Министерству внутренних дел Грузии 96 гибридных автомобилей и электромобилей для поддержания экологических инициатив[4]. Азербайджан интересен Японии в первую очередь как крупная сырьевая страна, поэтому Токио поддержал проект электростанции комбинированного цикла на природном газе и выделил около 261 миллионов долларов США[5]. Также Япония предоставила техническую и экспертную поддержку для реформирования энергетического сектора Армении. Для модернизации инфраструктуры в этом секторе были предоставлены кредиты на 40 миллионов долларов. Последние годы Япония проявляет интерес к совместному развитию IT-сектора[6]. Источниковой базой исследования политической и экономической вовлеченности Японии в рассматриваемый регион выступили официальные ежегодные отчеты Министерства иностранных дел Японии с 1994 по 2019 год, программы официальной помощи развитию, разработанные Японской Ассоциации Международного Сотрудничества (JICA), а также пресс-релизы и соглашения, подписанные в рамках функционирования диалога «ГУАМ+Япония». Количественный и качественный анализ программ официальной помощи развитию, а также финансируемых Японией программ показал, что политической целью Токио в регионе является создание стабильного связующего звена между Центральной Азией, Чёрным морем и Восточной Европой, что влечет за собой увеличение японской помощи Азербайджану и Грузии в развитии транспортных магистралей. Основой экономического сотрудничества между Японией и Азербайджаном также остается сильная заинтересованность Японии в разработке энергетических ресурсов региона. Японские инвестиции в экономику Армении ограничиваются в основном вливаниями в сферы развития человеческого капитала через программы официальной помощи развитию.