Возможности терминологического и концептуально-методологического наследия Н.А. Бердяева в политологическом исследовании постсоветского пространствастатьяИсследовательская статья
Аннотация:Целью статьи является изучение научного наследия русского политического философа Н.А. Бердяева. В качестве рабочей методологии применяются принципы компаративистики. Уникальность сочинений дореволюционного ученого заключается в оригинальности его подхода при анализе типично политических явлений и процессов, сочетающегося с богатым терминологическим аппаратом. Автор приходит к выводу, что предложенная Бердяевым терминология, методологические приемы сравнительного анализа идей отечественных и зарубежных мыслителей, а также глубокое концептуальное осмысление политических, религиозных и цивилизационных феноменов может стать важной составляющей современных фундаментальных политологических исследований политической культуры постсоветских стран. Подобное переосмысление позволит совершить назревший методологический прорыв и подвергнуть серьезной ревизии ряд зарубежных политологических теорий, мало учитывающих специфику стран постсоветского ареала и во многом имеющих идеологическую основу. Между тем, сам Бердяев определял свою философию как философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух - это субъект, творчество, природа - неподвижность и пассивная длительность, объект. Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния. Бердяев не верил в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа. Это не означает того, что Бердяев был солипсистом, утверждал, что окружающий мир - это лишь комплекс элементов, созданных воображением субъекта. Природа, в которой царствует необходимость и подавляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, была порождена злом, грехом. Некоторые исследователи считают, что Бердяев - один из родоначальников философии экзистенциализма. По его мнению, бытие не является первичным, оно - лишь характеристика “существования” - процесса творческой индивидуальной жизни духа.