Аннотация:При планировании ремонтов тягового подвижного состава на железной дороге расчет прогнозной потребности в ремонтах производится на основе среднесуточного пробега локомотива, вычисленного для заданной серии для каждого эксплуатационного локомотивного депо (ТЧЭ). Например, на ДРЛ-1 Восточного полигона, к ТЧЭ «Нижнеудинск» приписаны локомотивы серий ТЭМ2, ВЛ60К, ВЛ60ПК, ВЛ65, ВЛ80К, ВЛ80Р, ВЛ80Т, ВЛ85. Или к ТЧЭ «Иланская» приписаны локомотивы серий ВЛ60К, ТЭМ2А, ВЛ60ПК, ТЭМ2У, ТЭМ2К, ТЭМ2, 2ТЭ10У, 2ТЭ10В, ВЛ80Т, 2ТЭ10М, ВЛ80Р, ВЛ80С, ТЭМ2УМ. Для каждой серии известен средний пробег внутри каждого из депо, следовательно, можно сделать прогноз пробега локомотива на любую дату в будущем, что позволяет, при известных нормах межремонтных пробегов, прогнозировать количество ремонтов разной величины для каждой секции внутри депо. В то же время мощности ремонтных предприятий (ремонтных депо или заводов) позволяют варьировать загрузку этих предприятий по типам серий внутри определенных групп. Например, Улан-Удэнский электровозоремонтый завод (ЭРЗ) может проводить в год капитальный ремонт 520 секций локомотивов любой из серий ВЛ85, ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ80ТК, ВЛ80СК, 2ЭС5К, 3ЭС5К, причем количество ремонтов каждой серии может быть произвольным, при ограничении на сумму всех ремонтов.
При долгосрочном планировании ремонтов прогноз отправной точки при передислокации локомотива (секции) на ремонтное предприятие производится на основании депо приписки локомотива. Таким образом, процесс планирования формализуется с помощью транспортной задачи на графе железнодорожной сети, где истоками служат станции расположения эксплуатационных депо, стоками – станции расположения локомотиворемонтых заводов (для заводских ремонтов), и станции расположения локомотиворемонтых депо (для деповских ремонтов). Ценами ребер графа могут служить расстояния, либо времена следования по кратчайшему допустимому маршруту сети. Транспортная задача в данной постановке – это многопродуктовая транспортная задача, мощности стоков в которой объединены по некоторым группам продуктов. Такая задача не сводится к связанной последовательности однопродуктовых транспортных задач, и требует специальных усложненных методов решения.
В работе [1] был предложен эффективный алгоритм решения транспортной задачи методом аукционов, позволяющий реализацию в распределенных системах (например, в мультиагентной парадигме). Особенность предложенного метода в том, что он не требует какой-либо модификации при появлении дополнительных ограничений на решения, например, таких как в описанной выше задаче. В методе достаточно просто оставить в двудольном графе задачи только те ребра, которые ведут от истоков к стокам, имеющим среди своих мощностей указанную серию истока, и удалить остальные ребра, не соответствующие возможным размещениям ресурсов. В процессе мультиагентных аукционов заявки-ставки будут рассылаться только вдоль существующих ребер, и, таким образом, ограничения на тип ресурсов будут соблюдены без введения типов ресурсов, никак не влияя на сам метод.
В докладе представлена реализация метода работы [1] на языке AgentSpeak в среде Jason [2], выполненная в рамках разработки программного обеспечения для автоматизированной подсистемы «Управления тяговым хозяйством на Восточном полигоне». В качестве метода определения завершения работы использован алгоритм Хуана.