Анализ представлений учителей о воздействии цифровых образовательных продуктов на когнитивно-личностную и деятельностную сферу обучающихсястатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:Введение. Процессы цифровизации всех сфер общества, в том числе, сферы образования, требуют детализированного анализа их влияния на развитие личность обучающихся. Практика показывает неоднозначность воздействия цифровых образовательных продуктов на развитие ученика: они выступают и ресурсом, средством развития, и в то же время, имеют рискогенный характер для различных сфер личности: когнитивной, эмоционально-волевой, ценностной, коммуникативной и сферы учебной деятельности. Цель исследования – осуществить анализ параметров когнитивно-личностной и деятельностной сфер обучающихся, на которые оказывают воздействие цифровые образовательные продукты. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 243 учителя общеобразовательных школ Москвы, Московской области, Воронежа, Нижнего Новгорода, Самары. Для определения рисков и преимуществ использования цифровых образовательных продуктов для когнитивно-личностной и деятельностной сфер обучающихся была использована авторская анкета, с помощью которой был проведен анонимный онлайн-опрос (с использованием Google Формы). Результаты исследования. Статистический анализ выявил корреляционные связи между параметрами «развитие» и «деформация» когнитивных качеств обучающихся «Внимание» (rs = -0,905; р≤0,01) и «Память» (rs = -0,833; р≤0,01), что свидетельствует о значительном расхождении в оценках учителей. По большинству характеристик личностной сферы и учебной мотивации определено соответствие в оценках между тем, что «развивается», а что «деформируется» у обучающихся при обучении с помощью цифровых образовательных продуктов. Заключение. Новизна проведенного исследования заключается в выявлении неоднозначности воздействия используемых цифровых образовательных продуктов на развитие личности современных школьников и определении зон наибольшего риска. Полученные результаты могут быть использованы в качестве рекомендаций для учителей и руководителей образовательных учреждений при разработке цифровых образовательных продуктов для средней общей школы.