Перед или после: что проще? (понимание сложноподчиненных предложений с придаточными времени)статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 29 мая 2015 г.
Аннотация:В конце 60-х годов ХХ-го века психолингвисты заметили, что понимание сложноподчиненных предложений с придаточными времени, по-разному описывающих одну и ту же ситуацию действительности, различается с точки зрения нагрузки на когнитивный аппарат человека: например, англоговорящие испытуемые намного лучше понимают предложения типа (1) He jumped the gate before he patted the dog, чем предложения типа (2) After he jumped the gate, he patted the dog. Однако в первых экспериментах, проведенных на материале русского языка, получилась обратная картина – предложения типа (1’) Катя позвонит папе, перед тем как Маша пойдет в магазин вызвали у испытуемых больше всего трудностей. В данной статье будут предложены гипотезы, объясняющие этот межъязыковой феномен.