Аннотация:Наиболее приоритетные цели современного мира сводятся к освоению новых технологий и изобретению инфраструктур, упрощающих повседневную жизнь человека и структурирующих работу государственных систем. Необходимость создания подобных развитых высокотехнологических систем вызвана тенденциями развития цифровых технологий и переходом от ручного управления сложными системами контроля к автоматизированным. Ситуационные центры создаются с большой скоростью и становятся стандартным инструментом в руках государства в области контроля и регулирования, используются в различных сферах государственного управления. Стоит отметить немаловажный факт об использовании системы СЦ (ситуационных центров) не только государством, но и коммерческим сектором экономики. Многозадачность и оперативность центров является отличительной чертой подобных систем, благодаря которой могут приниматься незамедлительные решения в моменты кризисных ситуаций экономического, чрезвычайного или техногенного характера. В современных условиях различные задачи управления сложно выполнять без аналитической базы данных, информационные кластеры которой сохраняются и в нужный момент времени применяются при выполнении поставленных задач. Количество информации увеличивается настолько, что термин Big-Data становится все более популярным благодаря развитию технологий в области управления. В этот период наиболее активно начинают развиваться цифровые телекоммуникационные технологии, используемые в ситуационных центрах. Данная статья посвящена истории развития ситуационных центров, структурным подразделениям и предпосылкам к их созданию. В статье рассматриваются первые прототипы автоматизированных систем управления на базе электронно-вычислительных машин первого поколения. Описан переход от АСУ (автоматизированных систем управления) к сложным многозадачным и технологичным СЦ. Подробно рассматриваются развитые и перспективные разработки Российской Федерации, Европы и Америки.