Аннотация:На основе сбора данных более чем о 20000 моделях самолётов, созданных в мире в XX веке, и более 40000 записей об их выпуске, построены графики производства самолётов по годам в штуках и тоннах.Публикуется разбивка производства по годам по назначению самолётов и по ведущим странам.Производство рассчитано не только в штуках, но и по суммарной массе конструкций. Вторая оценка точнее соответствует интенсивности работы авиапромышленности, позволяя дифференцировать трудо- и материалозатраты при выпуске лёгких и тяжёлых самолётов.Указанные графики публикуются впервые. Выявлена роль ведущих стран в мировом производстве.Показано, что спад производства после Первой мировой войны в десятки раз был сильнее всего выражен не в России, а в Великобритании.Показано, что СССР прочно удерживал второе место по выпуску самолётов в мире с середины 1930-х до 1990 года, а в середине 1930-х годов кратковременно вышел на первое место в мире.Показано влияние репрессий 1930-х годов на авиапромышленность СССР, выразившееся в заметном снижении интенсивности разработок новых моделей самолётов.Выявлено, что во второй половине XX века доля боевых самолётов в выпуске постоянно снижалась, и к 2000 г. свыше 80% мощностей мировой авиапромышленности занято производством коммерческих самолётов.