Аннотация:В статье выявляются теоретико-методологические проблемы совмещения эссенциалистских установок в определениях религии и этнической общности. Эссенциализм предполагает, что этническая общность обладает сущностью, которая должна отражаться в теоретических построениях ученых. При этом одной из сущностных черт этнической общности считается наличие уникальной культуры, в том числе и религии. Эссенциалистское понимание религии основано либо на чрезмерно узких, либо на чрезмерно широких ее определениях. Автор приходит к выводу, что одновременное обращение к эссенциализму в отношении этнической общности и к узким эссенциалистским определениям религии (под которые, например, не подпадает буддизм) приводит к тому, что об этнической общности можно говорить только тогда, когда ее культура включает ярко выраженный религиозный компонент. В эссенциализме этническая общность определяется через ряд сущностных признаков, в том числе через религию. Однако последняя определяется настолько широко, что становится неотличима от морали и, следовательно, теряет свою сущность. Это приводит к методологическому тупику – сущность явления выявляется через обращение к бессущностному теоретическому конструкту.