Аннотация:В статье осуществляется эстетико-философский анализ причин исторических изменений изображения боли в западноевропейской культуре. Возникающая в эпоху Возрождения концепция страданий рассматривается как значимое отражение общей трансформации чувственности. Обозначаются основные подходы к феномену боли в гуманитарных науках и различные точки зрения на возможность ее репрезентации художественными средствами. В фокусе внимания находятся изменения пространственно-временных ориентаций культуры, а также обусловленные ими эстетические метаморфозы, рассмотренные на примере того, как художественное творчество раскрывало тему боли. Изменение эстетического сознания от Средних веков к Новому времени анализируется на примерах из средневекового, ренессансного и барочного искусства. Исследуется складывание концепции личного экзистенциального страдания и его отражение в артефактах культуры. Новизну исследования составляет концепция эстетического механизма Ренессанса, понятого как смена форм чувственности, которые структурируют опыт. Такие трансформации ведут к появлению новых художественных форм, что в особенности характеризует эпоху Возрождения. Основания метаморфоз чувственности обнаруживаются в изменении образа реальности, который сформировал возрожденческую эстетику и предопределил последующие культурные тенденции. Рассмотрены социальные и богословские причины этих перемен, их осмысление философами-гуманистами. Исследование проводит связь между новым пониманием времени и пространства, сообщаемого как потустороннему миру, так и земной жизни, и углублением личного аффективного опыта и эстетического компонента. Делается вывод о том, что результатом нового хронотопирования стало усиление имманентного переживания страдания и становление иного способа репрезентации.