Место издания:Институт стратегии развития образования Российской академии образования Москва
Первая страница:2019
Последняя страница:2019
Аннотация:В статье даны современные подходы к понятию «межпредметная интеграция» в отечественной и зарубежной педагогике, в соответствии с которыми выстроен понятийный ряд исследования (отечественная наука: межпредметные связи, межпредметная интеграция; зарубежная наука: мультидисциплинарность, междисциплинарность, трансдисциплинарность). Приведен опыт использования межпредметной интеграции в отечественной школе, выявлены его позитивные и негативные стороны, актуальные для современной практики вопросы реализации межпредметной интеграции в общеобразовательной школе и в высших учебных заведениях (вуз). Обозначено влияние новейших информационных технологий, дидактических возможностей цифровых образовательных ресурсов на межпредметное взаимодействие. Новизна исследования заключается в том, что межпредметная интеграция рассматривается в связке школа - университет (вуз). Приводятся результаты анкетирования преподавателей вузов и учителей школ, позволяющие выяснить понимание педагогами сущности межпредметной интеграции, а также ее уровень распространения в школьной практике, цели и методы применения межпредметной интеграции. В анкетировании приняли участие педагоги нескольких регионов, городских и сельских школ. Результаты исследования свидетельствуют о широком применении межпредметной интеграции в школах и в вузе. Негативными сторонами этого процесса на школьном уровне являются: четкая дифференциация в интеграции по циклам(социально-гуманитарные , естественнонаучные дисциплины); слабо задействована интеграция видов деятельности; перенос способов деятельности из предмета в предмет; отсутствуют задания на реальные жизненные ситуации, предполагающие синтез знаний и умений из школьной 861 практики и социального опыта школьников. Школьные педагоги не ориентированы на организацию сотрудничества учителей разных предметов. Преподаватели вуза больше используют такой вид интеграции, как интегрированные учебные курсы, в том числе практико-ориентированные (проектная, исследовательская деятельность). Исследование показало, что актуализация содержания образования через межпредметную интеграцию связана с инновационными формами и методами интеграции (межпредметные интегрированные учебные курсы, в том числе практико-ориентированные).