Аннотация:Вольфганг Шлейдт — это ученик Лоренца, решивший ту действительную проблему этологии, за которую её атаковали социобиологи в 1970-е — произвольность выделения единиц поведения — демонстраций из потока активности, когда разделение на «фигуры» и «фон» оставлялось на мнение квалифицированного наблюдателя, созданное его «накопившимся впечатлением» от просмотров разных взаимодействий. Подробней об этой «атаке», вызвавшей концептуальный кризис сравнительной этологии, потом и прекращение исследований в рамках её программы, я писал ранее и рассказывал на «22 веке» («Взлёт и падение сравнительной этологии»).Другое решение независимо от него предложили в Израиле Ноа Эшкол и Абрахам Ваксман, создавшие систему формализованной записи движений танца (Eshkol-Wachmann Movement Notation). Я рассказываю об обоих, вместе с грустной историей, как эти решения, способные защитить этологов от социобиологической критики, которая в данном вопросе била в «больное место» им оказались совсем не нужны. Это одно из подтверждений современного «общего места» в логике и методологии науки, что научное знание в истории каждой дисциплины не только накапливается поступательно, но и забывается в силу разных, иногда вненаучных причин. Поэтому их развитие — не поступательное движение «вперёд и вверх», ложно считал К.Поппер, но местами «шаг вперёд, два шага назад».