Аннотация:Введение. Регион Этбай, к которому мы обращаемся в данной статье, со времен Египетской цивилизации всегда находился на периферии крупных государственных образований. Вопрос огенетической преемственности исторического населения Этбая и современных этническихгрупп, проживающих на этой территории – народов беджа, до сих пор вызывает дискуссии в научном сообществе. В статье мы предлагаем обратиться к культурной преемственности населения региона, опосредованной уникальными географическими и политическими факторами, которые, в случае Этбая, на протяжении столетий остаются практически неизменными.Материалы и методы. Материалами к статье послужили источники по истории и социальной антропологии, касающиеся региона Этбай и рассматриваемой в статье этнической группы –беджа. Имеющиеся в исследовательской литературе сведения сравниваются с теми данными,которые нам удалось собрать в ходе первого опыта полевых исследований среди беджа бишарин врамках Нубийской археолого-антропологической экспедиции МГУ.Результаты и обсуждение. В настоящей статье приводится обзор основных работ, и научных концепций, связанных с беджа региона Этбай. В работах историков, ориентированных преимущественно на древнейший и средневековый периоды, беджа рассматриваются как протоегиптяне или потомки меджаев эпохи Среднего царства. В ходе этнографических исследований, предпринимаемых в рамках археолого-антропологической экспедиции МГУ (рук. А.А. Крол), было установлено, что регион Этбай сильно отличается от регионов долины Нила и побережья Красногоморя. На основании первых лет исследований в качестве рабочей гипотезы о месте современныхбеджа в рамках историко-культурного ландшафта региона нами была выдвинута идея о том, чтоособый ландшафт и климат региона препятствуют его инкорпорированию в состав существующих государственных образований (Древний Египет, Арабский халифат) и создает локальную периферийную культуру, которая продолжает существовать и воспроизводиться в течение нескольких тысячелетий, оставаясь отличной (отчасти противостоящей) от доминирующей исторической культуры.Заключение. В результате изучения сведений о беджа из различных письменных источникови сравнения их с собственными полевыми материалами, нами была выработана гипотеза культурной преемственности населения региона, опосредованной в первую очередь его особыми климатическими и историческими условиями. Эта гипотеза, на наш взгляд, дает перспективнуютеоретическую рамку для дальнейших исследований культурных особенностей беджа бишаринЭтбая. Первый полевой опыт также подтвердил сведения о закрытости сообществ беджа, приводимые в литературе. Мы намерены использовать полученные данные для разработки стратегий дальнейших исследований.