Аннотация:фективных мер по смягчению их последствий и защиты здоровья населения, особенно в крупных городахи мегаполисах, где интенсивная транспортная и промышленная деятельность населения сопровождается много-численными выбросами в атмосферу. Целью настоящего исследования является определение основных источ-ников загрязнения и количественная оценка их вклада в концентрации аэрозольных компонентов в Московскоммегаполисе. Это первое исследование, проведенное на основе длительных комплексных измерений аэрозольно-го состава атмосферы Москвы и современной модели «source apportionment», апробированной в крупнейшихмегаполисах Европы [1].Суточные пробы частиц размером менее 10 мкм (РМ10) отобраны в весенний, осенний и зимний сезонына Аэрозольном Комплексе МГУ (юго-запад Москвы). Проведены анализы 28 компонентов, включая органиче-ский (OC) и элементный углерод (EC) термооптическим методом, химические элементы и ионы методами ICPMS,ICP-AES, XRF и IC. База данных полученных концентраций использована для оценки источниковс помощью модели положительной матричной факторизации (PMF). На основе решения методом PMF получе-ны факторы шести источников с соответствующими вкладами: транспорт (23%), засоление дорог (8%), город-ская пыль (26%), промышленные выбросы (18%), сжигание биомассы (12%) и образование вторичного аэрозоля(13%). Транспорт идентифицирован по низкому соотношению OC/EC и маркерам эмиссий Zn, Ba и Sb, засоле-ние противогололедными реагентами – по высоким концентрациям Na+ и Cl−. Городская пыль содержит эле-менты Al, Ca, Ti, Fe терригенного и Cu, Zn и Pb антропогенного происхождения элементы, профиль которойхорошо согласуется с дорожной пылью Москвы [2]. Промышленные выбросы содержат EC, OC и тяжелые ме-таллы Ni, Cu и Cr. Сжигание биомассы определено по наличию K+, а также по высокому соотношению ОС/ЕС.Вторичный источник аэрозолеобразования содержит в основном 24 SO , − 2 NO , − 4NH+ и ОС.Работа выполнена при поддержке Министерства науки и образования РФ (№ 075-15-2021-938).