Аннотация:В статье представлены результаты пилотных исследований компетенций студентов вузов в области информационно-коммуникационных технологий. Мониторинг ИКТ-компетенций рассматривается как инструмент оценки прогресса образовательных результатов. С возникновением нового феномена виртуального образовательного пространства формируются новые институции и практики образовательного процесса. Самоорганизуются преподавательские сети, ПК и гаджет стали неотъемлемой частью повседневной социальной жизни студентов, легитимизируются онлайн-формы обучения, как следствие – неизбежность инкорпорирования онлайн-курсов в традиционную образовательную систему, виртуализации образовательного процесса. Неготовность образовательной системы к адаптации к новым технологическим вызовам может повлечь существенные социальные риски. Формирование ИТ-функциональной грамотности студентов и преподавателей вузов выступает условием управления рисками безопасности общественного развития. Продвижение идеи внедрения в образовательной среде информационно-коммуникационных компетенций преподавателей и обучающихся в высшей школе как целевой государственной политики – необходимое условие выживания российского общества и противостояния технологическому отставанию.