Аннотация:Статья посвящена ключевой теме всего творчества Виссариона Белинского—личности и деяниям царя-реформатора Петра Великого. Акцентируется необходимость окончательного отрицания застарелого советского стереотипа о так называемом «революционном демократизме» Белинского. Генезис русской интеллигенции, обычно связываемый с именем Белинского, в действительности ничего общего не имел с социалистическим или революционным образом мышления. Интеллигенция по сути своей явилась исключительным плодом деятельности российского государства в его имперский период. Эта ее черта отражена в работах Белинского, который рассматривал свою журналистскую активность как род служения и защиту интересов империи. Особым примером этой активности была острая критика украинского литературного сепаратизма, никогда не упоминавшаяся в советский период. Решающую роль в формировании интеллигентской ментальности сыграло прославление реформ Петра Великого, в том числе посредством оригинальной интерпретации Белинским философии Гегеля, его концепции «разумной действительности». В то же время Белинский превозносил не империю как таковую в наличной действительности, а ее идеальный образ, или субстанцию. Это не являлось препятствием для его весьма критической оценки русской жизни и русской истории как до, так и после петровских реформ. Объективная оценка спора Белинского и славянофилов не сводится к рассмотрению лишь в терминах «за» или «против» реформ Петра. Значение его в том, что это был первый в истории русской мысли публичный спор двух мировоззрений—секулярного и религиозно- метафизического.