Аннотация:Для изготовления рессорных пружин подвижного состава (вагонов, локомотивов, автомобилей) раскрываются прутки из пружинных сталей. При высокотемпературной механической обработке при навивке пружин и их закалке возникают высокие температуры внутреннего и наружного сторон витков пружины, что приводит к различию в структурном состоянии и изменяется на устойчивость пружин. Цель работы - исследование структурных изменений в наружной и внутренней поверхности витков пружин, рессорной после операций навивки и высокотемпературной механической обработки на измеряемых характеристиках рэлеевских акустических волн. Для исследований использовался теневой метод и метод автоциркуляции с пьезоэлектрическими преобразованиями ЦТС-19 с частотой 5 МГц с конструкцией общественного блока. Преобразователи вводят и принимают рэлеевской волны по внутренней и наружной образующей поверхности пружины. Показано, что метод сравнения результатов измерения скорости рэлеевских волн на устойчивой основе по образующей витка на внутренних и внешних волнениях пружины чувствителен к нечастым случаям и выявленным дефектам. Найдена однозначная связь структурных точек на внешней и внутренней коже, пружины с быстротой рэлеевской волны. Обнаружен рост стальных волн на внутренней поверхности тела в зоне контакта с оправкой относительно внешней стороны тела, сигнализирующий о неполной закалке в этом случае в процессе высокотемпературной механической обработки. Относительная разница скоростей составляет в выборках разных пружин приблизительно до 1 % (≈ 30 м/с), что является величиной, которая является величиной для оценки качества высокотемпературной механической обработки.