Аннотация:Данная статья посвящена вопросу возможности приращения знания в сфере теологии подобно тому, как это приращение возможно в гуманитарных науках. Рассматриваются методологические вопросы вне соотнесения с дисциплинарным статусом теологии как специальности. Решение вопроса о научности теологии затрудняется (1) ее всякий раз конфессиональной аффилиацией, (2) множественностью теологий и их конкретно-исторических понятийных и эпистемологических рамок; (3) соответствующим несовпадением и несопоставимостью теологий друг с другом. Предлагается демаркировать применительно к теологии два значения термина «наука»: домодерная «наука1» как связная система утверждений о мире безотносительно эмпирической верифицированности ее посылок и современная «наука2» как максимально строгое знание об объективной, в том числе социальной реальности.Обосновывается тезис, что для теологии не существует непреодолимых эпистемологических препятствий к обладанию научным базисом во втором значении: для этого ей нужно обращение к близким областям религиоведения, к примеру, к психологии религии. В статье представлены два примера такого междисциплинарного сотрудничества: (1) учение о структуре религиозного переживании немецких протестантских теологов/психологов религии К.Гиргензона и В.Грюна и (2) учение о социально-политическом аспекте религиозной конверсии сальвадорского иезуита И.Мартин-Баро. В обоих случаях присутствует опора на опытные данные (в первом случае — составной психологический эксперимент по методу Вюрцбургской школы, а во втором — данные опросов и интервью). И там, и там знание было приращено, — в первом случае о том, как протекает, и чем характеризуется религиозное переживание, а во втором — о том, как соотносится конверсия со сменой политических взглядов и стратегиями социального поведения.Подобные данные дают простор для оспоримого теоретического обобщения, как это типично имеет место в гуманитарном знании, самое близкое — в философии религии. Такое сближение при должной методологической корректности не вредит ни сфере теологии как рефлексии верующего интеллектуала, ни сфере психологии религии, и может иметь место в рамках различных конфессиональных традиций, не противопоставляющих себя новоевропейской рациональности.