Аннотация:В настоящей монографии обобщены результаты серии социологических исследований системы высшего образования России, проведенных по инициативе президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ имени М.В.Ломоносова, академика В.А. Садовничего в 2020–2021 гг. Авторами представлен анализ готовности российских вузов к новым форматам работы, дана оценка опыта, полученного в первую и вторую волны пандемии COVID-19 студентами и преподавателями вузов России, обобщены положительные и отрицательные результаты внедрения дистанционного формата обучения. Также приведено мнение респондентов о месте и роли цифровых технологий в образовательном процессе и готовности к цифровой трансформации высшей школы России в целом. В приложениях представлен анализ ключевых изменений в нормативно-правовых и иных актах, касающихся вопросов функционирования системы высшего образования России в эпоху пандемии COVID-19, приводятся анкеты социологических исследований. Книга адресована работникам органов управления высшим образованием, руководителям вузов, специалистам в области социологии образования, а также широкому кругу читателей, которые интересуются проблемами и тенденциями развития высшей школы России. Ключевые слова: высшая школа; дистанционное обучение; пандемия COVID-19; общественное мнение; Российский Союз ректоров; цифровизация образования; университет.