Аннотация:Картины исторического жанра со дня основания Китайской Народной Республики рассматривались главным образом как инструмент реализации государственных задач. Промежуток с 1949 по 1966 г. является «золотым веком» китайской исторической живописи. Именно в этот период политические запросы власти, главной установкой которой являлось первоочередное внимание к темам революционной борьбы, важнейших исторических событий и персонажей, способствовали активному развитию исторической живописи, ставшей одной из основ изобразительного искусства Китая. Характерными особенностями «золотого века» китайской исторической живописи являлись, с одной стороны, популяризация живописи как вида искусства и, с другой стороны, преобладание доминирующих позиций реализма над традиционными стилями китайской живописи. Отмечается, что в этот период получили распространение два основных сюжета: сцены социалистического строительства и исторические события революции. С 1950 г. китайское изобразительное искусство находилось под мощным влиянием советского искусства. КНР позаимствовал у Советского Союза систему высшего художественного образования, на китайский язык были переведены многочисленные советские издания по истории и теории искусства, учебные пособия, а также критические статьи. Благодаря масштабным выставкам советской живописи китайские мастера начали изучать произведения советского соцреализма, что создало основу для «создания социалистического искусства». Благодаря культурному обмену с Советским Союзом в Китае получила распространение масляная техника живописи, а также новый творческий метод - реализм, признанный главным направлением китайской живописи. Немалая заслуга в становлении новых принципов китайской живописи принадлежит труду советских профессоров, обучавших китайских художников масляной живописи в Центральном институте изобразительных искусств в Пекине. Среди них особо отметим К.М. Максимова, известного советского художника, профессора Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Кроме того, в 1952 г. в СССР, в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, по приказу китайского правительства была отправлена на обучение первая группа китайских студентов. Отметим, что впоследствии на родине они возглавили ведущие художественные вузы Китая. Так появились выдающиеся произведения китайской исторической живописи на социальные и революционные темы, которые сразу стали расцениваться как новаторские, заняв главенствующее место на выставках и в постоянных экспозициях новых музеев, активно создававшихся в этот период в КНР. Распространение теории советского соцреализма ускорило развитие масляной живописи в КНР и способствовало тому, что реализм стал основным направлением живописи второй половины ХХ в.