Аннотация:Дошкольный возраст – уникальный период, когда дети активно учатся друг с другом взаимодействовать, усваивая при этом культурные и нравственные нормы [1]. По мнению отечественных исследователей, именно в дошкольном возрасте складываются и субъективные, и объективные предпосылки, способствующие активному развитию социо-когнитивных способностей [2]. В нашем пилотном исследовании мы рассматривали гипотезу о том, что характер взаимодействия со значимым взрослым, а именно, матерью, связан со способностями ребенка к децентрации и социальному взаимодействию. Существование связи между когнитивным развитием ребенка и его взаимодействием с окружающими было предметом изучения, как отечественных, так и зарубежных ученых, в том числе, и швейцарского исследователя Ж. Пиаже. Для нашего исследования ключевым было понятие децентрации, взятое в достаточно широком смысле: и как способность рассматривать явление (объект) с отличной от своей позиции [4], встать на позицию другого человека (принять его роль) [5], и как способность решать задачи на ложное убеждение, а также классические задачи Ж. Пиаже на сохранение вещества. Выборка пилотного исследования включала 20 детей 3–4 и 5–6 лет иих родителей (матерей). Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что важно учитывать и разделять понимание ребенком окружающего мира и его способность «принять роль другого», предположить его эмоции, спрогнозировать поступки. При том, что большинство детей продемонстрировали способность к децентрации в ее социальном понимании (М. Хьюз, Р. Селман, Ж. Пиаже «Три горы») с задачами на сохранение вещества (Ж. Пиаже) справился очень меленький процент испытуемых. Также, следует отметить, что с тестом М. Хьюза легко справились все дети, участвовавшие в исследовании, в том числе и 3–4-летние. Однако, только для 20 % младших детей оказалось способными справится с задачей на ложное убеждение, что можно объяснить еще недостаточной способностью дифференцировать психическое других людей от своего собственного. Тем не менее, уже в возрасте 3–4 лет дети могут понимать последствие своих действий и прогнозировать действия других людей в знакомых им ситуациях.Также, для нас оказался интересным возраст 4-х лет в том плане, что его условно можно назвать «пограничным». В этом возрасте социо-когнитивные способности уже начинают проявляться, но носят, как правило, ситуативный характер. В условиях формирования их проявление весьма неустойчиво, и в двух похожих ситуациях дети могут даватьсовершенно разную оценку происходящему. При сравнении результатов двух групп испытуемых было выявлено,что у родителей детей 3–4 лет уровень излишней концентрации на ребенке в среднем выше, чем у родителей старшей группы испытуемых, при, естественно, меньших показателях уровня развития социо-когнитивных способностей первой группы. В группе детей 5–6 лет показатели социо-когнитивных способностей были выше, а уровень излишнейродительской концентрации в среднем меньше. Естественной является связь развития способностей к децентрациис возрастом испытуемого ребенка, также, как и склонность к проявлению просоциальных форм поведения. Тем не менее, было выявлено, что дети родителей, которые показали высокие балы по шкале «вербализация» в тесте родительских установок PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) обладают более высокими показателями социо-когнитивных способностей, чем их сверстники.Пилотное исследование дало нам возможность увидеть тенденциив отношении связи между характером детско-родительских отношений и социо-когнитивными способностями дошкольников. В наши дальнейшие планы входит более углубленное изучение этой темы набольшей выборке детей и родителей.Литература1. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1997.2. Никитина Е.Ю. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимымвзрослым. Вестник ЧГПУ № 6, 2009.3. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста.Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.4. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка». Государственное учебно-педагогическое издательство, М.; Л., 1932.5. Selman R.L. Social-cognitive understanding: a guide to educational andclinical practice. Moral Development and Behavior: Theory, Research,and Social Issues. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1976.