Аннотация:Несомненно, возникновение культуры стало ключевым фактором эволюци- онного успеха человека. Однако богатство форм культурной деятельности, а также наличие явных и порой существенных различий между националь- ными культурами усложняет демаркацию культурных практик и естественного поведения. Это приводит к размыванию понятия культуры, позволяет спекулировать на понятии человеческой природы под лозунгами возвращения к естественности и снятия искусственных ограничений. Поэтому необходимо не только ясное понимание эволюционной преемственности человека и других живых существ, но и четкое определение сущностных отличий человеческого сознания и самоидентичности от их эволюционных предшественников. Авторы статьи продолжают междисциплинарное исследование сознания и объединяют его с данными антропологии, истории и философии китайской культуры, которая смогла сохранить непрерывную преемственность на протяжении более трех тысячелетий. Наиболее древние магические практики династии Шан демонстрируют прямую связь с формами доисторического поведения, в которых и следует искать основы формирования культуры. Слияние институтов магии и государственных ин- ститутов под началом рода Шан послужило источником регламентации и преобразования мистического миропонимания в систему более абстракт- ных философских понятий. Развитие и оформление данной системы в клас- сических канонах династии Чжоу стало основой для формирования фило- софии Перемен, в которой отражены наиболее фундаментальные принципы китайской культуры. Проведенное исследование позволяет на конкретном примере проследить историческое развитие культуры и сформулировать новые вопросы о сущности и будущем развития человека.