Аннотация:Актуальность темы обусловлена исследованием вопроса о программах курса высшей математики, сочетанию и порядку изучения ее различных разделов друг с другом, с другими курсами, использующими математические понятия, теоремы и технику работы с ними, а также подтверждению значительного педагогического российского потенциала, в том числе в поиске форм преподавания, на примере педагогической математической литературы второй половины XVIII века. Цель работы заключается в изучении отбора и глубины освоения разделов высшей математики, предназначенных для обучения учителей физики в конце XVIII века, а также всех, изучающих естествознание. Методом исследования является ознакомление с книгами по математике, изданными в рассматриваемый период, главным образом учебника П.И. Гиларовского «Сокращение вышней математики» (1796). Материалы статьи могут быть полезными педагогам педагогических, технических вузов и специалистам по истории российского образования.