Аннотация:Предметом анализа в настоящей статье являются нарративные парадоксы поэтики романа «Герой нашего времени», проявляющиеся в его коммуникативной структуре. Между оценками Печоринав авторском предисловии к второму изданию романа и в предисловиивымышленного автора к дневнику героя существуют противоречия исерьезные различия. Автор предисловия к дневнику» называет центрального персонажа «героем нашего времени», но не исключает того, чтотакое определение выражает «злую иронию». Слово «ирония» характеризует не только относительность и спорность мнения нарратора о Печорине, но и интерпретацию образа главного героя и авторскую позицию вовсем тексте романа. Эта ирония основана на конфликте эксплицитного иимплицитного смыслов, ни один из которых не является абсолютными окончательным. Так же иронично определение дневника Печорина как«истории души»: истории формирования и развития «я» Печорина здесьнет. Лермонтовские парадоксы являются своеобразными примерами такназываемой романтической иронии.