Аннотация:В статье рассматривается становление религиозно-антропологических традиций в рамках византийского христианства и средневековой арабо-мусульманской философии. Представлены взгляды греко-византийского богослова и мыслителя Максима Исповедника (580-662) на человека в контексте теологической разработки Отцами церкви основного христианского догмата о Боговоплощении Иисуса Христа. В плане философской компаративистики сопоставляются антропологические концепции преподобного Максима и самого яркого представителя ислама, создателя суфийской философско-теологической системы эпохи Средневековья Абу Хамида ал-Газали (1058-1111). Показаны как общие черты теологии и философии этих мыслителей, так и различия в их антропологических доктринах. Одной из точек пересечения является философская идея совершенного человека , которую формировали греко-византийские Отцы церкви и ал-Газали и на основе которой они выстраивали более широкое философско-теологическое понимание человека в его связи с Творцом. Авторы показывают, каким образом идея совершенства человека реализовалась в соотношении «Бог - человек - мир» в онтологическом и гносеологическом планах с точек зрения восточной патристики и суфизма. Показана полнота и целостность духовно-телесного человека в ортодоксальной доктрине византийского христианства. Учение о человеке ал-Газали обосновано как концептуальное осмысление места человека в системе созданного Богом мира как халифа - наместника Бога на земле.