Аннотация:В статье впервые представлена статистика производства и разработки пассажирских самолетов в мире.Приведена методика получения результатов, оценена их погрешность. Уточнено, что именно считается пассажирскимсамолетом. Показано, что за весь XX век построили только 60 тысяч пассажирских самолетов. Это менее 3 % от общеговыпуска самолетов всех классов. Суммарная их вместимость составляет менее 5 млн человек, или менее тысячной долинаселения Земли к концу прошлого столетия. И эти 60 тысяч самолетов обеспечили невиданную раньше мобильностьнаселения. Выявлено, что лидирующая роль в пассажирском самолетостроении XX века принадлежит США, СССРзанимал устойчивое второе место. Описаны подъемы и спады производства самолетов, в том числе спады во времяВеликой депрессии, Второй мировой войны и глобальный спад (в СССР, США и других странах) в начале 1960-х годов,сменившийся быстрым ростом выпуска. Показано, что количество производимых самолетов в последнюю треть XX векаоставалось примерно постоянным, но их средняя вместимость быстро росла, что во многом обеспечило бурный роставиаперевозок за этот период. Дана динамика массы конструкции в расчете на одного пассажира. Приведена динамикаколичества новых моделей пассажирских самолетов. Показано, что в последние 30 лет века это число было примернопостоянным и почти все модели, дошедшие до испытаний, были запущены в серийное производство. В период же междумировыми войнами около половины всех испытанных в полете моделей оставались опытными образцами. Даноизменение соотношения количества самолетов по числу двигателей. Отмечены ренессанс трехмоторных самолетов в1960-е годы, практически полное исчезновение одномоторных пассажирских самолетов к концу века и стабильныйразмер небольшой доли четырехмоторных самолетов в последние 30 лет века.