Аннотация:Важнейшие сведения по географии расселения и мифологии скифов переданы в «Историях» Геродота - важнейшем, наряду с аккадскими царскими анналами, источнике по истории скифского языка в целом. Верховным божеством скифов, по сведениям данного источника, являлся Борисфен (Βορυσθένης). Это название в качестве теонима должно было быть знакомо грекам уже в VII в. до н.э. Точно так же называлась река (современный Днепр), вдоль которой селилась часть скифов. Современные трактовки гидронима Борисфен исходят из того, что древнегреческое название данной реки восходит к скифской форме, со следующими значениями «широкое место», «протяженная вода», «пойма [реки] Вару», «очень шумный» / «мощно ревущий», «полногрудая», «бобровая». Данные трактовки, из которых наиболее распространенной является «широкой место» (на основе др.ир. *uaru- + sthana-), представляются ошибочными как с точки зрения передачи скифских фонем в древнегреческом, так и в смысловом отношении (так, присутствие элемента со значением «место» в имени верховного божества вызывает сомнения). Анализ значительной части ранее высказанных предположений относительно этимологии древнего названия Днепра (Βορυσθένης) был успешно выполнен С.В. Кулландой. Теоним Βορυσθένης гипотетически может быть трактован как «темно-бурый», «цвета грозовой тучи» (к др.-ир. *baura- (< арийск. *bharu- с метатезой) - «бурый», «рыжий», «буланый» и древнеиранского суффикса превосходной степени -esta, который усиливал бы основное значение). Борисфен - божество воды, отец Апи - также речного божества, и, принимая во внимание, что Борисфен занимал место во главе скифского пантеона, функционально Борисфен в скифском пантеоне являлся божеством грома, грозы и дождя и в этом качестве был похож на славянского Перуна, балтского Перкунаса, индийского Парджанью. Другие случаи цветового обозначения индоевропейских в целом и индоиранских божеств в частности известны на примере индийского Рудры («красный»).