Аннотация:Статья посвящена анализу трансформации научно-исследовательских практик и подходов к пониманиюорганизационной амбидекстрии, сутью которой является поиск равновесия между осуществлением исследовательскойдеятельности (разработка базисных инноваций) и эксплуатацией (разработка приростных инноваций). В статьепрослеживается изменение подхода к пониманию организационной амбидекстрии: от признания непримиримостиконфликта между исследованием и эксплуатацией и, как следствие, необходимости разведения данных видовдеятельности во времени и пространстве до современного стратегического восприятия приростных и базисныхинноваций с позиций взаимного дополнения и усиления. Автором был проведен подробный анализ последовательной,структурной, контекстуальной и межорганизационной амбидекстрии, выделены их сильные стороны и ограничения.Последовательная амбидекстрия предполагает чередование во времени периодов исследований и периодовэксплуатации. Структурная амбидекстрия заключается в структурном обособлении исследования и эксплуатациипутем создания автономных подразделений. Контекстуальная амбидекстрия предполагает разрешение противоречиймежду исследованием и эксплуатацией на индивидуальном уровне, причем важную роль здесь играет созданиеоптимальной организационной среды — социального контекста и контекста управления эффективностью.Межорганизационная амбидекстрия предполагает объединение усилий разных организаций для осуществленияисследовательской и эксплуатационной деятельности (слияния и поглощения, создание альянсов). В статье такжераскрываются неэффективные практики и модели поведения, приводящие к снижению производительности компаниипри осуществлении организационной амбидекстрии. Формулируется вывод о необходимости дальнейшегоизучения методов и механизмов практической реализации организационной амбидекстрии, в частности переходамежду исследованиями и эксплуатацией в рамках последовательной амбидекстрии, механизмов поискаоптимального соотношения приростных и базисных инноваций в зависимости от условий внешней среды, а такжесоздания конкретных инструментов для оценки эффективности и перспектив того или иного типа амбидекстриидля компании с учетом его влияния на ключевых стейкхолдеров организации.