Аннотация:Цель исследования. Изучить распространение ряда модифицируемых факторов риска развития злокачественных опухолей (ЗО), оценить знания населения о причинах, факторах риска развития ЗО и мерах их профилактики.Материал и методы. Исследование проведено на случайной выборке взрослого населения Москвы численностью 461 человек в возрасте 18—79 лет. Средний возраст — 45 лет. Основной метод исследования — персональное формализованное интервьюирование с применением тематического унифицированного опросника.Результаты. В исследуемой выборке населения доля всех когда-либо куривших лиц составила 62,2% среди мужчин и 24,6% среди женщин. Доля лиц, продолжающих курить к моменту обследования, составила 33,9% среди мужчин и 12% среди женщин. Доля лиц, употребляющих алкогольные напитки 2 раза в неделю и чаще, составила среди мужчин 25,4% (95% ДИ 18,85—31,94%), среди женщин 4,9% (95% ДИ 2,34—7,46%). Рекомендуемый как профилактический в отношении ЗО уровень потребления растительной пищи (ежедневно не менее 400 г) соблюдали только 80 человек или 17,4% (95% ДИ 13,86— 20,94%). Рекомендуемый как профилактический в отношении ЗО режим физических занятий продолжительностью более 30 минут ежедневно соблюдали только 36,4% (95% ДИ 31,91—40,88%) обследованных лиц; 47,6% (95% ДИ 42,92—52,28%) респондентов имели избыточную массу тела (32,5%) или ожирение (15,1%). Большинство, 54,2% (95% ДИ 49,56—58,84%), опрошенных лиц или ничего не знали, или назвали только одну верную причину развития ЗО. О возможностях и мерах профилактики опухолевых заболеваний 40,6% (95% ДИ 36,03—45,07%) респондентов ничего не знали или дали неправильные ответы. Установлено, что образование и возраст могут быть детерминантами наличия определенных факторов риска ЗО, уровня знаний о них и мерах профилактики ЗО. Эти знания были лучше, как правило, у лиц с высшим образованием. Заключение. Большинство опрошенных лиц в случайной выборке населения не знали или имели неверные либо недостаточные знания о причинах развития ЗО и мерах их профилактики. Необходимо активное просвещение населения по соответствующей теме с использованием всех доступных видов и каналов информации.