Аннотация:Данное исследование посвящено анализу того, как в Пакистане обозначаюти классифицируют людей с небинарной гендерной идентичностью. С одной стороны, в мусульманском обществе, ориентированном на традиционные ценности, подобные личностиподвергаются всесторонней маргинализации и зачастую воспринимаются как целостноеотрицательное явление, размышление над спецификой которого само по себе предосудительно. В то же время можно констатировать наличие значительного количества терминов, которые используются применительно к лицам «третьего пола» – используются,как раз-таки в силу пренебрежительного отношения, достаточно произвольно. Основнаяпричина понятийного многообразия заключается в том, что традиционно под «третьимполом» в Пакистане понимается специфический южноазиатский феномен хиджра – социокультурное сообщество, в самом широком смысле охватывающее лиц, которые, не будучибиологическими женщинами, не хотят или не могут вести себя в соответствии с общественными ожиданиями от мужского пола. Соответственно, несистематизированностьсовременного подхода к дискурсу гендерной небинарности в Пакистане во многом обусловлена глубокими историческими корнями данного явления и его самобытным развитием врегионе в целом. Проанализировав широкий круг источников религиозного и правового характера, мы типологизировали приводимые в них обозначения «третьего пола» в контекстеобщетеоретических работ по гендерной проблематике. Это позволило нам очертить пятьдискурсов (физиологический, психологический, исламский, колониальный, правовой), внутрикоторых оформились термины с разным значением. Каждому из этих дискурсов присущиуникальная логическая модель и собственный понятийный аппарат, обслуживающий этулогику. Предпринятое исследование дало возможность определить степень полнотыи практической применимости каждого из обозначенных подходов. Сопоставительный анализсуществующих классификаций демонстрирует, что сферы применения разных понятийсуществуют автономно, что затрудняет унификацию терминологии. Сложившаяся ситуация является частным случаем более глобальной проблемы пакистанского общества:несогласованности разных сфер общественной жизни и политико-правовой деятельности.