Аннотация:В статье рассмотрены ключевые этапы подготовки и проведения Конгресса исламского мира в Мекке (1926 г.), глубоко повлиявшего на общественное мнение и ход идейно-политического развития Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии. Цель исследования состоит в оценке политических и религиозно-философских позиций сторонников возрождения халифата в основных историко-культурных ареалах арабо-мусульманского мира, а также реакции мусульманских деятелей периферийных регионов на замыслы и духовно-политические претензии саудовского правителя Аравии Абд аль-Азиза (Ибн Сауда). Созыв конгресса позволил ему легитимировать свои претензии на роль лидера мусульман-суннитов и нивелировать устремления египетской короны и британской дипломатии, намеревавшихся провозгласить халифом египетского короля Фуада I. Авторы выявляют широкий набор политических, юридических и пропагандистских средств, примененных саудовской монархией для дискредитации альтернативных форм халифатистских настроений в арабо-мусульманском мире. Насильственная «деполитизация» Ибн Саудом движения за халифат и сведение повестки дня мекканского конгресса к обсуждению медицинских, экономических, транспортно-логистических вопросов мусульманского паломничества выковали основные принципы политической и пропагандистской тактики третьего саудовского государства на годы вперед. В статье проанализированы историко-культурные истоки восприятия института халифата мусульманами различных регионов мира ислама. События и ход конгресса в Мекке, как показано в исследовании, спровоцировали в геополитических условиях межвоенного периода идейно-политические разногласия между саудовским руководством и ратовавшими за халифат лидерами мусульман Южной Азии. Это обстоятельство привело впоследствии к организации противниками саудовской гегемонии Всеобщего исламского конгресса в Иерусалиме в 1931 г.