Место издания:Издательство Русской христианской гуманитарной академии им. Ф. М. Достоевского Санкт-Петербург
Аннотация:В статье предпринимается попытка эстетико-философской и культурфилософской интерпретации акмеистического мировоззрения, выраженного в творчестве и теоретических работах. Предметом эстетического опыта в поэтике акмеизма является не только искусство, но и красота, явленная в природе и предметах повседневности. Такое переживание осуществляется через созерцание, в ходе которого субъект предстает как Адам, обретающий и именующий творение. Метафизическая реальность является в объектах земного мира, которые познаются в своей вещности. Обращаясь к понятию эстетического опыта, мы определяем его как синтез чувственного и сверхчувственного, показывая, как акмеизм приводит эти способы познания в равновесие. Акмеистическая эстетика смещает акцент на непосредственность переживания и обнаружение самотождественных смыслов, выходя на вопрос о бытии как таковом. В созерцании прекрасного, понятом в согласии с трактовкой Х.-Г. Гадамера как со-участие в триумфальном праздничном действе, совершается шаг за пределы субъектно-объектных отношений, трансцендирование имманентности. Стремление к синтезу и целостности, характерное для русской философской мысли, сказывается в антропологическом проекте акмеизма. Он выступает на стороне возвращения «утраченной середины» (Х.Зедльмайр), сближаясь этим с эстетикой раннего Ренессанса и раннего романтизма. Акмеистически-адамистский подход к человеку прокладывает путь между Сциллой нигилистических, механизирующих тенденций и Харибдой беспочвенного, отвлеченного умозрения, предлагая тем самым ответ на культурный запрос, который продолжает быть актуальным и сегодня.