Аннотация:За последние 7-10 лет наблюдается стабильное увеличение стоимости бензинового и газового топлива. Данное обстоятельство вынуждает предприятия, эксплуатирующие автотракторную технику, переходить на использование газомоторного топлива. (Цель исследования) Создать защитно-восстановительное покрытие, способное противостоять износу рабочей фаски клапана, вызванному высокими эксплуатационными температурами, сухим трением в сопряжении «клапан-седло», а также высоким скоростям истечения выхлопных газов. (Материалы и методы) Провели анализ априорной информации, по результатам которого были выделены следующие порошковые композиции: Ni-ZrO2-SiC; Ni-B4C-BN-ZrO2; Ni-B4C-ZrO2-MgO; Ni-B4C. Подвергли образцы испытаниям на машине трения СМТ 2070 в условиях граничного трения для определения трибологических параметров покрытий из этих материалов. Регистрировали в ходе испытаний параметры момента трения и коэффициента трения в зависимости от прилагаемой нагрузки на трибосопряжение. (Результаты и обсуждение) На первом этапе исследований провели анализ микротвердости покрытий. Выполнили трибологические исследования в зависимости от показателей микротвердости покрытий. Выявили, что наряду с экономическим эффектом появляются негативные факторы, влияющие на работоспособность сопряжения «клапан - седло»: повышенные температуры до 750-800 градусов Цельсия, переход на сухое трение, высокие скорости истечения продуктов сгорания (свыше 1000 метров в секунду). Установили, что наилучшее значение коэффициента трения, полученного в ходе испытаний, принадлежит композиции Ni-ZrO2-SiС, которая принимает значения ниже 0,1. (Выводы) Использование стандартных и известных методов защиты рабочей фаски клапана в этом случае неэффективно, поскольку они не обеспечивают требуемые условия эксплуатации. Рекомендуем использование Ni-ZrO2-SiС в качестве материала защитно-восстановительного покрытия рабочей фаски клапана.